Главная » Статьи » Мои статьи

"Серая" зарплата, что должен знать работодатель и работник?
"Серая" зарплата: определение понятия

Проблема "серых" зарплат и подход налоговиков к решению данной проблемы наиболее ярко представлены в Письме УФНС России по г. Москве от 08.08.2007 N 15-08/075418.

"Теневой", или "серой", заработной платой налоговые органы называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, - это неофициальная заработная плата, выдаваемая "в конвертах", страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и ряд других форм скрытой заработной платы. Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц. Уклоняясь от уплаты этих налогов и взносов, организации не только обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Ведь от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении сотрудником квартиры или затратах на обучение его детей.

Обратите внимание! Оплата труда является основной составляющей налоговой базы по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, а также базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Каким должен быть уровень зарплаты?

Под пристальное внимание налоговых органов подпадают организации с официальной заработной платой сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, где, как правило, к такой заработной плате дополнительно выплачиваются не учтенные в налоговой базе, то есть сокрытые от налогообложения, денежные средства.

Заработная плата не ниже средней по отрасли - именно такой видят нашу зарплату налоговики. Однако это требование не основано ни на нормах трудового, ни на нормах налогового законодательства. А ведь, кроме данного показателя, есть еще федеральный и региональный минимальные размеры оплаты труда, а также федеральный и региональный прожиточные минимумы. Почему налоговики опираются именно на среднеотраслевую заработную плату? Откуда взялось это требование? Насколько оно соответствует законодательству? Предусмотрен ли законодательством какой-либо минимальный уровень заработной платы?
МРОТ федеральный

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право... на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ). Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ внесены изменения в названный Закон, в результате которых с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда равен 4330 руб. До этого МРОТ пересматривался в 2007 г.
Срок, с которого
установлен МРОТ
Сумма МРОТ
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший МРОТ

1 января 2009 г.
4330
Федеральный закон от 24.06.2008
N 91-ФЗ (ст. 1)

1 сентября 2007 г.
2300
Федеральный закон от 20.04.2007
N 54-ФЗ (ст. 1)




Трудовое законодательство также содержит упоминание о минимальном размере оплаты труда. Так, в соответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Та же статья гласит, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Обратите внимание! Согласно ст. 3 Закона N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение МРОТ для других целей не допускается.

То есть требование о размере заработной платы не ниже МРОТ прямо установлено ТК РФ. И несоблюдение данного требования будет являться нарушением трудового законодательства, за которое ст. 5.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.
МРОТ региональный

Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Он не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Согласно положениям ст. 133.1 ТК РФ месячная заработная плата сотрудника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого названное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в данном субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

То есть если на территории субъекта РФ введен свой минимальный размер оплаты труда, то заработная плата работников не может быть ниже данного значения. За нарушение этого положения, так же как и в случае с федеральным МРОТ, полагается штраф (ст. 5.31 КоАП РФ).
Прожиточный минимум

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" (далее - Закон N 134-ФЗ) прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - в порядке, предусмотренном законами субъектов РФ.

Таким образом, показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения, а также является важным ориентиром при установлении минимального размера оплаты труда. Норм, предполагающих его применение работодателями, нет ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве.
Средняя заработная плата по отрасли

Этот показатель берет свое начало из положений Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Данным Приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Так, в качестве одного из критериев приведена выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

В том же Приказе разъяснено, где можно найти соответствующую информацию. Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в районе, городе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников:

- на официальных интернет-сайтах территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах указанных интернет-сайтов размещена на официальном интернет-сайте Росстата: www.gks.ru;

- из сборников экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

- по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС по субъекту РФ);

- из официальных интернет-сайтов управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информацию об адресах указанных интернет-сайтов можно найти на официальном интернет-сайте ФНС: www.nalog.ru.
"Серая" зарплата: что нужно знать работодателю?

Как указано столичными налоговикам в Письме от 08.08.2007 N 15-08/075418, происхождение неучтенных наличных денежных средств у организации понимают все, и такая ситуация дает налоговым органам основание предполагать наличие у организаций налоговых правонарушений не только по "зарплатным" налогам. В большинстве случаев предположения налоговых органов подтверждаются при проверках.

Налоговые органы Москвы осуществляют мониторинг всех организаций города, выплачивающих низкую заработную плату. При этом вопросы увеличения налогооблагаемой базы по "зарплатным" налогам решаются путем заслушивания руководителей организаций на специальной комиссии, направления в организации письменных обращений, передачи материалов в префектуры и городскую инспекцию труда. Проводятся также выездные проверки организаций, имеющих признаки ухода от обложения единым социальным налогом, налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, функцией налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при обложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом неважно, какие формы трудовых отношений использует организация - полную занятость штатных работников или работу по совместительству.

И такой позиции налоговики не только Москвы придерживались на протяжении достаточно долгого времени, а именно с 2006 г., когда и началась кампания по борьбе с "серыми" зарплатами.
"Серая" зарплата: что нужно знать работнику?

В Письме от 02.12.2009 N 3-5-04/1774 налоговики смещают акцент в сторону ответственности самих работников, получающих "серую" зарплату. Связано это прежде всего с отменой с 2010 г. ЕСН и введением страховых взносов, администратором которых будут ПФР и ФСС. То есть из рук налоговиков уходит такой инструмент выявления "серых" зарплат, как контроль за исчислением и уплатой ЕСН, базой по которому и являлись выплаты в пользу работников. То есть если раньше цепочка была такова: камеральная проверка декларации по ЕСН, выявление средней заработной платы по налогоплательщику, сравнение средней заработной платы с показателями среднеотраслевой, прожиточного минимума и т.д., вызов налогоплательщика для дачи объяснений по вопросу несоответствия заработной платы установленному минимуму и в зависимости от этого - либо прекращение мероприятий налогового контроля, либо инициирование выездной налоговой проверки с доначислением налогов. А поскольку, доначисляя ЕСН, прежде всего выявляли налоговую базу, то одновременно шло доначисление по другому налогу, исчисление которого производится на основании выплат в пользу физических лиц, - НДФЛ. И поскольку теперь налоговики не смогут выявить занижение налоговой базы по ЕСН, то не вскроется и неуплата НДФЛ. И именно поэтому сейчас налоговики взывают к совести плательщиков НДФЛ - физических лиц - работников организаций о том, что они должны декларировать свои доходы, с которых не был удержан и уплачен в бюджет НДФЛ.

В своем Письме налоговики советуют работникам, получившим доходы, с которых не был удержан работодателем налог, задекларировать такой доход и самостоятельно произвести его уплату в срок, установленный НК РФ.

Обратите внимание! Статьей 198 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

Несколько слов в заключение

В данном случае заложниками ситуации оказываются и работник, и работодатель. Работодатели не желают платить "белые" заработные платы, поскольку не в силах нести бремя зарплатных налогов. Так, начисляя работнику 1 руб. зарплаты, работодатель на сегодняшний день должен уплатить в бюджет 0,13 руб. НДФЛ и 0,26 руб. ЕСН. Итого 0,39 руб. То есть, выплачивая работнику на руки 0,87 руб., в бюджет работодатель отдает 0,39 руб. Это почти 45%. С 2011 г. ситуация усугубится. Страховые взносы будут уплачиваться по ставке 34%. И, выдавая 0,87 руб. работнику на руки, работодатель должен будет отчислять в бюджет 0,47 руб., а это уже 54%, что на 9% больше, чем сейчас.

От редакции. Государственной Думой принят Закон, предусматривающий обязанность налогового органа, выявившего в результате налоговой проверки факт совершения налогового преступления, предупредить налогоплательщика о направлении материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме. Более того, указанный Закон предусматривает прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления, в случае, если до окончания предварительного расследования ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате этого преступления, возмещен в полном объеме.

Работники же в свою очередь, находясь в условиях жесткой конкуренции на рынке труда и рассматривая предложения работодателей, пристальное внимание уделяют размеру заработной платы, приходящейся к получению, а не ее легальности. И, соглашаясь на условия работодателей, работники заключают "неравный" договор, в котором указывается лишь официальная часть заработной платы, которая несравнимо меньше реальной. Таким образом, работники впадают в некую зависимость от работодателя: по своему усмотрению он может распоряжаться "серой" частью зарплаты: может лишить премии, не затрудняя себя ни юридическим, ни документальным обоснованием данного шага, может выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск, исходя из "белой" или из всей зарплаты, оплачивать больничные только из "белой" зарплаты, а некоторые еще и облагают НДФЛ неофициальную часть зарплаты.

Перечислять минусы положения работодателя, выплачивающего "серую" зарплату, и работника, ее получающего, можно до бесконечности, ведь сколько ситуаций, столько и проблем. Решение же проблемы выплаты "серых" зарплат видится не в поиске виновных и их наказании, а в поиске эффективных и адекватных форм объектов налогообложения и установлении обоснованных ставок.

Источник: http://www.mosuruslugi.ru/articles/63/
Категория: Мои статьи | Добавил: Alina (28.08.2011)
Просмотров: 484 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: